Каталог оборудования
Информационные страницы
Вопросы/ответы Отзывы Акции и спецпредложения Оплата и доставка Гарантия Условия возврата Дипломы/сертифакаты/награды Наши сотрудники Статьи

Задвижки стальные

Простая, удобная и надежная запорная арматура. Стальная задвижка (ГОСТ 9698-86) предназначена для полного перекрывания трубопровода. Ее запирающий элемент движется перпендикулярно потоку и в норме должен находиться в одном из двух крайних положений – «полностью открыто» либо «полностью закрыто». Для регулировки расхода среды данную арматуру не используют (кроме редких исключений – специальных моделей).

Стальные задвижки получили очень широкое применение – в коммунальной и энергетической сфере, в транспортных трубопроводных системах, а также во всех отраслях промышленности. Их устанавливают на трубопроводах с низким и высоким давлением (0,16-25 МПа) и температурой до +565 °С. В зависимости от материального исполнения задвижки, ее можно использовать для таких сред:

  • вода, пар;
  • нефть, нефтепродукты, масла;
  • природный газ;
  • агрессивные вещества и смеси;
  • вязкие среды (пульпы, шламы и пр.).

Благодаря низкому гидравлическому сопротивлению и возможности установки на трубопроводах больших диаметров, стальные задвижки практически незаменимы для магистральных газо- и нефтепроводов с высокой скоростью потока.

Конструкция арматуры, ее преимущества и недостатки

Строение задвижки и принцип ее работы предельно просты. Рукоятка связана посредством шпинделя с запирающим элементом. При вращении маховика или запуске приводного механизма затвор перемещается в просвете корпуса, перегораживая поток. Опустившись максимально, запорный элемент плотно прижимается к стенкам задвижки. Повышают герметичность уплотнительные поверхности на затворе и седле.

Управление задвижкой чаще всего осуществляется вручную (маховиком). При этом арматуру большого диаметра оборудуют редукторами. Популярны также стальные задвижки с электроприводом, часто встречаются модели с возможностью подключения гидро- или пневмопривода. К трубопроводу устройства присоединяют при помощи фланцев, муфт или приварки.

Стальные задвижки производят из углеродистых, легированных и нержавеющих сталей. По способу изготовления корпуса они могут быть литыми или штампосварными. Уплотнительными поверхностями выступают латунные и фторопластовые кольца, наплавки из нержавейки и напыления из резины.

Преимущества стальных задвижек:

  1. Простота строения, которая обеспечивает высокую надежность работы устройства.
  2. Малое гидравлическое сопротивление.
  3. Широкий диапазон условий, в которых могут работать задвижки (но для экстремальных температур, высоких давлений и агрессивных сред следует правильно подобрать модель и материальное исполнение арматуры).
  4. Возможность работы с вязкими средами.
  5. Удобство монтажа (небольшая строительная длина, различные установочные положения и пр.).
  6. Ремонтопригодность. В случае выхода из строя в задвижке можно обновить или заменить уплотнение, сменить сальниковую набивку и т.д. Но для серьезного ремонта арматуру приходится демонтировать.
  7. Высокая износостойкость (обусловлена качеством использованных материалов). По этому показателю стальные задвижки, как правило, превосходят чугунные аналоги.

Кроме того, данная арматура имеет широкий ассортимент размеров: в соответствии с таблицами ГОСТ 9698-86 условный диаметр изделий может составлять от 15 до 2000 мм. Широкое распространение получили фланцевые стальные задвижки средних размеров (Ду 50, 100, 150, 200 и 500).

Общими недостатками арматуры этого типа считаются:

  • большая строительная высота;
  • значительное время, которое требуется для закрытия и открытия прохода;
  • материалоемкость и трудоемкость при производстве, которые отражаются на цене готовых изделий (как правило, купить стальную задвижку будет дороже, чем вентиль или шаровый кран с аналогичными параметрами).

Классификация устройств

Задвижки очень разнообразны, они отличаются не только по материальному исполнению. При одинаковом общем принципе работы, разные модели изделий могут несколько различаться по внутреннему строению. Так, по конструкции запорного элемента задвижки делят на такие типы:

  • Клиновые. Затвор изготовлен в виде упругого, жесткого или двухдискового клина. На корпусе в месте примыкания запирающего элемента есть два уплотнительных кольца, которые расположены клинообразно (под небольшим углом относительно друг друга).
  • Параллельные. Затвор сконструирован из двух дисков и клина между ними. Уплотнительные кольца расположены параллельно друг другу. При опускании запирающего элемента клин раздвигает диски, плотно прижимая их к уплотнениям.
  • Шиберные. Здесь затвор представляет собой один диск, который опускается между двух уплотнительных колец.
  • Шланговые. В этом случае нет специального затвора и уплотнительных колец. В просвете задвижки находится гибкий шланг, который при перекрывании просто пережимается опускаемым шпинделем.

Шланговые и шиберные устройства менее герметичны, но хорошо работают с вязкими, загрязненными средами. Наибольшую герметичность перекрытия обеспечит параллельная или клиновая стальная задвижка.

Геометрия проходного отверстия арматуры также влияет на ее эксплуатационные характеристики. По этому признаку все задвижки разделяют на два типа:

  • Полнопроходные. Диаметр просвета арматуры почти равен диаметру трубопровода.
  • Суженные. Имеют более узкий проход, но при этом сохраняют небольшое гидравлическое сопротивление. Суженные устройства нежелательно устанавливать на магистральные трубопроводы с большим диаметром.

По механизму работы ходового узла задвижки могут быть:

  • с невыдвижным шпинделем (компактны, хорошо подходят для установки в небольшом пространстве);
  • с выдвижным шпинделем (лучше выдерживают эксплуатацию с агрессивными средами).

Конструкция и материалы

  • Корпусные детали – углеродистые, легированные, нержавеющие стали, в том числе жаропрочные и хладостойкие.
  • Уплотнительные поверхности – латунь, нержавеющая сталь, фторопласт, резины.
  • Уплотнение по шпинделю, между корпусом и крышкой – ТРГ, АГИ, паронит и пр.
Технические данные
  • Рабочая среда: газообразные, жидкие (в том числе вязкие) среды, неагрессивные к материалам арматуры.
  • Рабочее давление (МПа): 0,16-25.
  • Максимально возможный температурный диапазон (°С): -60…+565.
  • Условный диаметр (DN): 15-2000.
  • Тип присоединения: фланцевое, муфтовое, под приварку.
  • Управление: ручное, гидро-, пневмо-, электропривод.